Глава 6. СамоОсознание

Здесь мы переходим к рассмотрению шестой главы Бхагавадгиты. Традиционно ее называют Йогой Самообуздания. На мой взгляд точнее ее назвать Йогой СамоОсознания. Именно в этой главе находятся конкретные указания на метод медитации, с помощью которого человек может осознат себя и свою связь с Высшим.

Как я уже писал в предыдущей стате Кришна с разных сторон описывает один и тот же процесс работы над собой, который проводится по разным направлениям. Интеллектуальном — Санкхья йога, Карма йога в действиях и отношение к себе и своим мотивам как мудрость равновесного сознания.

В этой главе именно методике развития уравновешенного сознания и уделяется наибольшее внимание.

ГЛАВА 6

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

1 Кто совершает должные дела, не ища плодов дел, тот и санньясив и йогин, а не (тот, кто) без огня, без обрядов.

2 То, что именуется отрешенностью (самньяса), знай это как йогу, Пандава, ибо без отрешенности от желаний не бывает никакой йоги.

3 Для стремящегося к йоге муни действие именуется средством; для достигшего йоги спокойствие именуется средством.

4 Ибо, когда он ни к объектам чувств, ни к делам не привязан и ото всех желаний отрешился, тогда он именуется достигшим йоги.

5 Да поднимет он себя Атманом, пусть сам себя не снижает; ибо каждый себе союзник, каждый себе враг.

6 Союзник сам себе тот, кто сам собой побежден; кто же собой не владеет, тот во враждебности сам себе враждебен.

7 Победивший себя, умиротворенный, полагается на высшего Атмана в холоде, жаре, счастии, горе, также в почести и бесчестии;

8 Насытивший себя мудростью, осуществлением мудрости, стоящий на вершине, победивший чувства, воссоединенным именуется йогин, равный к кому земли, камню и золоту;

9 К товарищу, другу, недругу, равнодушному, стороннику, противнику, безучастному, к праведным, грешным он отличается равномыслием, он (их) превосходит.

10 Пусть йогин постоянно тайно упражняется в йоге, пребывая в одиночестве укротив самосознание, без надежд, без собственности.

11 В чистом месте устроив устойчивое сидение для себя, не слишком высокое, не слишком низкое, покрытое одеждой, шкурой лани и (травой) куша;

12 Там, сердце (манас) установив на одном, укротив деятельность мысли и чувств, опустясь на сиденье, пусть упражняется в йоге ради самоочищения.

13 Ровно и неподвижно держа туловище, голову, шею, стойкий, устремив свой взор на кончик своего носа, не глядя в стороны,

14 С успокоенным духом, отогнав страх; укротив манас, думая обо мне, преданный, да сядет он, устремясь ко мне, стойкий в обетах брахмачарья.

15 Так, всегда упражняясь, йогин, укротив разум, достигает мира высшей нирваны, находящегося во мне,

В начале главы (6.1 – 6.2) Кришна еще раз останавливается на понятии «отрешенность». Выполнение должных дел без привязанности к их плодам, это и есть отрешенность. И именно это надо понимать как йогу. Без отрешенности от желаний не бывает никакой йоги. Внешний образ отрешенности это уход от обязанностей, он ничего общего с действительной отрешенностью не имеет. Выполняй должные дела, т.е. дела, определяемые твоей дхармой, находясь в состоянии отрешенности.

Для человека, достигшего йоги, спокойствие именуется средством удержания состояния йоги. Человек, который еще только стремится к йоге, использует действия как средство достижения, отрешившись от желаний он достигает йоги. Поднимая Атманом уровень своего сознания, пусть он сам себя не снижает, те. Не идет на поводу у желаний. Тогда он сам себе друг. А кто идет на поводу своей враждебности, возникающей из вожделения (2.62 – 2.63), тот сам себе враг. Победивший себя отличается равномыслием к грешнику и праведнику, он их превосходит (6.3 – 6.4). Здесь очень интересная мысль. Победа над собой это не праведность, одолевшая грехи, а равномыслие, возникающее из мудрости и насыщения мудростью.

В шлоках 6.10 – 6.15 Кришна описывает упражнения йоги, которыми надо заниматься для духовного развития. Это традиционное медитативное упражнение, выполняемое в укромном месте с концентрацией на кончике носа. Успешное выполнение упражнения позволит достичь мира высшей нирваны.

16 Ибо йога не для привыкшего слишком много есть я не для того, кто совсем не ест, не для слишком много спящего, или бодрствующего, Арджуна.

17 Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в движеньях, делах, умеренного во сне и бодрствовании бывает йога, уносящая горе.

18 Когда успокоенное сознание (читта) устойчиво в Атмане, тогда отрешенный ото всех вожделений именуется воссоединенным.

19 «Как светильник, находящийся в безветренном месте, не колеблется...», это подобие относится к йогину с укрощенным сознанием, упражняющемуся в йоге.

20 Где успокаивается мысль, заторможенная упражнениями в йоге, где, взирая на Атмана в себе, (человек) радуется Атману,

21 Там познается предельное блаженство, воспринимаемое (лишь) через буддхи, превосходящее чувство; пребывающий в нем (человек) не уклоняется от реальности;

22 По достижении его (блаженства) человек понимает, что нет ничего высшего для достижения; стоящий в нем не потрясается даже тяжелым горем.

23 Нужно знать, оно именуется йогой, разрешающей связи со скорбью; в этой йоге должно упражняться решительно, с мыслью, отвратившейся от всего.

24 Покинув происходящие от воображения все вожделения, все без остатка, со всех сторон укротив манасом толпу чувств,

25 Тихо-тихо да успокоится он стойко обузданным разумом (буддхи); установив сердце в Атмане, ни о чем да не помышляет.

26 Куда бы ни ускользал шаткий, нестойкий манас, обуздав, его надо приводить к воле Атмана отовсюду.

27 Ибо такого йогина с умиротворенным сердцем, успокоенным раджасом, уподобившегося Брахмо, безгрешного охватывает высочайшее блаженство.

28 Так всегда приобщаясь Атману, йогин, зло в себе уничтожив, счастливо вкушает предельное блаженство, соприкосновением с Брахмо.

29 Все существа, пребывающие в Атмане, и Атмана, пребывающего во всех существах, видит предавшийся йоге, везде зрящий Одно.

30 Кто видит меня везде, и все видит во мне, того я не утрачу, и он не утратит меня.

Здесь Кришна подчеркивает, что все чрезмерности являются препятствием для человека, занимающегося йогой (6.16 – 6.17). В этом месте, скорее всего, под словом йога понимается именно упражнение в концентрации внимания, описанное выше.

Воссоединение психики происходит в результате отрешенности от всех вожделений. Мысль затормаживается упражнением в йоге и человек взирая на Атмана познает предельное блаженство. Находясь в нем человек понимает, что нет ничего высшего для достижения. Это переживание разрушает связи со скорбью. Успехом для этой йоги является мысль, отвратившаяся от всего (6.18 –6.23)

Во время упражнения манас (разум) имеет свойство блуждать. Его следует усилием воли приводить к Атману. Таким образом уподобившись Брахмо, человек соприкасается с Брахмо и переживает состояние предельного блаженства. Он начинает видеть все существа, пребывающими в Атмане, и Атмана, пребывающего во всех существах. Таким образом он воспринимает целокупность мира в прямом переживании (6.24 – 6.29).

31 Кто меня, пребывающего во всех существах, чтит, утвердившись в единстве, как бы ни существовал он, этот йогин существует во мне.

32 В силу уподобления Атману кто взирает, Арджуна, одинаково на счастье и несчастье, тот считается совершенным йогином.

АРДЖУНА СКАЗАЛ:

33 Для этой йоги, которую ты определяешь, Мадхусудана, как тождество, я не вижу твердого основания вследствие подвижности.

34 Ибо манас подвижен, Кришна, беспокоен, силен, упорен: его удержать, полагаю, очень трудно, как ветер.

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

35 Несомненно, о мощный, манас трудно укротим, шаток. Упражнениями, однако, Каунтея, и бесстрастием он обуздывается.

36 Для невладеющего собой йога трудно достижима, так думаю я: но тот, кто поборол себя, собою же и упражняется, тот может правильно овладеть йогой.

АРДЖУНА СКАЗАЛ:

37 Неотрешенный, (но) полный веры, отпавший сердцем от йоги, не достигший успеха в йоге, каким путем, о Кришна, он идет?

38 Отпав от обоих, разве не исчезает он, подобно разорванной туче, не устоявший, о мощнорукий, сбившийся с пути Брахмо?

39 Это сомнение, Кришна, благоволи рассеять окончательно, ибо никому иному, кроме тебя, невозможно разрешить это сомнение.

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

40 Партха, ни здесь, ни потусторонне нет гибели для такого, ибо ни один добродетельный никогда не идет дурным путем, сын мой.

41 Достигнув миров праведников, прожив (там) бесчисленные годы, в чистом счастливом доме рождается отпавший от йоги.

42 Или в семье мудрых йогинов рождается он, но самое трудное в мире - подобное рождение.

43 Там он получает (достигнутое) в прежних воплощениях единение с мудростью и вновь стремится к совершенству, о радость куру.

Когда человек видит везде пребывающего Кришну, и все видит в Нем, тогда его связь с Кришной становится неразрывной. Утвердившись в единстве, как бы такой человек не существовал (праведником или грешником), он существует в Кришне. Одинаково взирающий на счастье и несчастье он называется совершенным йогином (6.30 –6.32).

В главе 12 Кришна говорит о том, что не все люди могут выполнить эту йогу и для таких людей есть другие средства духовного развития. Трудность достижения успеха на предложенном пути видит и Арджуна. Поэтому он задает вопрос 6.33 – 6.34, о подвижности и шаткости разума (манаса).

Для достижения успеха в контроле за манасом необходимо побороть самого себя, достичь бесстрастия и постоянно упражняться. Бесстрастие подразумевает также отрешенность от желания пережить блаженство, даруемое этой йогой (6.35 –6.36). Понимая трудность этой работы Арджуна задает следующий вопрос 6.37 – 6.39. Что будет с человеком, который не достигает успеха в йоге, и который свернул с традиционного пути. Т.е. человек оставил учение предыдущего этапа развития и не добился успеха на новом пути?

44 Прежними своими упражнениями он увлекается помимо воли; даже желающий познать йогу преодолевает слово Брамы.

45 Но йогин, покоривший свой манас, очищенный от грехов, многими рождениями достигший совершенства, тогда идет Высочайшим Путем.

46 Иогин превосходнее аскетов, он считается превосходнее мудрых; превосходнее действующих - йогин; поэтому стань йогином, Арджуна.

47 А из всех йогинов тот, который предан мне глубиной духа, с верой почитает меня, (есть) наиболее воссоединенный, полагаю.

Кришна дает следующее разъяснение: добродетельные не идут дурным путем. Даже только пожелавшие познать йогу обеспечивают себе хорошее будущее в следующих рождениях. А в следующей жизни усилия, затраченные на освоение йоги, станут мощным фундаментом духовного роста. Прежние упражнения увлекают его на путь духовного совершенствования даже помимо его воли (6.40 – 6.44).

Добившийся же успеха в йоге идет Высшим Путем, он превосходнее мудрых, и превосходнее действующих. Здесь мудрые употребляется в смысле размышляющих по системе санкхья, а действующий это люди, которые используют религиозные техники в обыденной жизни, и которые совершают принятые обряды почитания богов. Йогин превосходнее аскетов, которые занимаются укрощением плоти. Поэтому стремись к йоге.

Здесь есть смешение понятий. Мудростью ранее Кришна называл равновесное состояние сознания, которым даже наигрешнейший из грешников очищается от грехов и достигает Высшего сознания. Также действующие применялось к тем, кто идет дорогой Карма Йоги, преподанной Кришной. Этот момент надо обязательно учитывать при разборе данного места. Из всех йогинов тот, который предан Кришне и почитает именно Его, наиболее воссоединенный (6.45 – 6.47). Йогой самоосознания занимаются преданные Кришне, а вот йогой самообуздания могут заниматься те, кто ищет материальных выгод или божественных сил. Разница здесь состоит не в позе или месте проведения медитации. Разница в цели, с которой она проводится. Если человек осознает свои чувства, мысли, мотивы и намерения. А затем устремляет их к Единению с Целокупным миром, то он идет к Кришне и Высшим слоям сознания. Именно такой йог наиболее дорог Кришне.

Йога недоступна тому, говорит Кришна, кто не подчинял себя себе самому, то есть тому, то есть тому, кто не начал рассматривать все свои желания и чувства как средство для достижения Единства, кто не покорил их этой цели и не устремил свое сознание в этом направлении, а воспринимает их как самоцель и придает им безотносительную ценность. Поэтому термин самообуздание тоже можно соотнести с содержанием этой главы, но только в таком смысле.

Шестая глава в некотором смысле заканчивает рекомендации по работе с внутренним миром человека. С его мотивами, чувствами, желаниями. Далее пойдут главы в большей мере относящиеся к устройству Вселенной и тому месту, которое к ней занимает Кришна. Покажем как рассматриваемы концепции связаны с Астромеханикой сознания. Астромеханика показывает нам изменение общего поля сознания планеты Земля в зависимости от положения светил на Небе. То есть зная ее мы можем понять намерения Высших сил и согласоваться с ними. Активация каждой гексаграммы Солнцем или Луной будет порождать ощутимую человеком реакцию поля сознания в нем и окружающем его мире. Поэтому в эти периоды очень хорошо медитировать на познание этой реакции. Примеры гексаграмм, которые порождают реакцию поля сознания, хорошо согласованную с изложенным материалом из Бхагавадгиты, приведены во вводной статье.