Главы 10- 11. СИЛОПРОЯВЛЕНИЕ И ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА

Продолжим рассматривать текст Бхагавадгиты этого замечательного памятника древней духовной мысли, в котором подробно изложена структура пути духовного роста для человечества.

Для того чтобы лучше понимать логику нашего исследования необходимо сделать следующее замечание. В религиозных системах как путь духовного развития очень часто указывается Любовь к Богу. В рассматриваемом тексте Бхагавадгиты это уже упоминалось как бхакти преданное служение и почитание. Есть даже специальная глава 12, которая так и называется Йога Бхакти. Передней идут главы 10 и 11, в которых рассматриваются разнообразные проявления Господа Кришны в материальном Мире. А также его вселенская форма. Основная идея, которую я хочу донести, состоит в том, что это чувство Любви к Богу не возникает само по себе. Оно есть результат глубокого познания себя. И в особенности изучения механизмов работы сознания. А для целей познания закономерностей функционирования человеческого сознания Астромеханика в настоящее время является наилучшим инстументом, известным мне. Поэтому ее изучение это очень мощное подспорье для всех людей, желающих развиваться духовно.

Еще раз напомню, что в рамках Астромеханики сознания духовная жизнь это осознанное общение людей с существами различных планов мироздания, рассмотренных в предыдущей лекции. А духовный рост это созательное стремление к сотрудничеству с энергией Творения, предствленной на 7 плане Бытия. В тексте Бхагавадгиты это соответствует постижению и единению с Господом Кришной. Именно поэтому ведется рассмотрение этого древнего памятника духовной культуры.

Люди могут иметь духовный контакт с любым планом бытия. На первом плане мы узнаем тайны минералов и драгоценных камней от из природных духов. На втором плане можно общаться с духами растений, на третьем с тотемными животными и их силой, четвертый план дает возможность сотрудничать с душами Предков, Пятый план позволяет сотрудничать с ангелами, демонами и вознесенными мастерами. С шестого плана мы получаем информацию о мировых законах и на седьмом плане мы подключаемся к энергии Творения, представленной Безусловной Любовью и Творцом Всего Сущего.

ГЛАВА 10

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

1 Итак, снова, о долгорукий, внемли моему высочайшему слову, которое я возвещу тебе любимому, желая блага.

2 Моего происхождения не знают ни множество богов, ни великие риши, ибо я Начало всех богов и великих ришей.

3 Кто знает меня, нерожденного, безначального, великого владыку мира, не заблуждающийся среди смертных, (тот) освобождается от всех грехов.

4 Разум, познание, отсутствие заблуждения, терпенье, правдивость, самообладание, умиротворение, радость, страдание, возникновение и разрушение, страх и бесстрашие,

5 Кротость, уравновешенность, удовлетворенность, подвижничество, щедрость, честь и бесчестие - таковы разнообразные состояния существ, от меня (происходящие).

6 Семь великих, древних риши, также четыре Ману рождены от моей сути умом; их мир - эти существа.

7 Кто поистине знает эти мои проявленья и йогу, тот приобщается непоколебимой йоге, в этом нет сомнений.

8 Я Начало вселенной, от меня происходит все; постигая это, меня почитают озаренные, преисполненные любовью.

9 Размышляя обо мне, предав мне жизнь, они научают друг друга, постоянно обо мне беседуют, ублажаются и радуются.

10 Им, постоянно преданным, преклоняющимся, в силу любви, я дарую то приобщение мудрости (буддхи-йога), посредством которого они достигают меня.

11 Ради сострадания пребывая в их собственной сути, я уничтожаю их рожденную от незнанья тьму сияющим светильником мудрости.

АРДЖУНА СКАЗАЛ:

12 Ты Высшее Брахмо, высший Кров, высший Очиститель; вечным Божественным Духом, изначальным Богом, нерожденным, высочайшим господом,

13 Именуют тебя все риши, также божественный риши Нарада, Асита, Дэвала, Вьяса; ты сам то же говоришь мне.

14 Праведным я полагаю все то, что ты сказал мне, Кешава, но твоего проявленья, Владыка, не знают, ни боги, ни данавы.

Итак перейдем к рассмотрению двух глав 10-й и 11-й. В предыдущей главе 9 Кришна говорил о том, что его образы представлены в различных религиозных символах (9.16 – 9.19). Продолжая эту тему Он рассказывает Арджуне о своих силопроявлениях в мире. Его происхождения не ведают даже боги, ибо он Начало всех богов. И постижение Его как владыки мира, нерожденного, безначального освобождает от всех грехов. Т.е. несмотря на то, что все дела опутаны грехом, как пламя дымом, постижение истинной причины всего происходящего, его непроявленного истока приводит к освобождению от этого греха (10.1 – 10.3).

В шлоках 10.4 и 10.5 идет перечисление человеческих качеств, в которых проявляется Кришна. Большинство из них в существующей системе ценностей имеют положительную оценку. Тем более интересно обратить внимание на противоположные свойства: страх и бесстрашие; радость и страдание; честь и бесчестие. С помощью такого приема Кришна, наверное, пытается устранить привязанность к определенным проявлениям у своих учеников и помочь им в выработке отрешенности и равномыслия.

Следует отметить свойство разума, которое упомянуто первым. В традиционной трактовке христианского учения разумности придается не очень большое значение. И считается, что Бог утаил истину от мудрых и разумных и открыл ее малым детям. В процессе порождения вселенной от сути Кришны рождаются силой ума древние риши и Ману, их мир все существа во вселенной. Те люди, которые воистину знают как происходит этот процесс проявления вселенной, те приобщаются к непоколебимой йоге. Постижение Кришны как Начала вселенной, постоянное размышление о Нем и постоянная преданность ему позволяют таким людям достичь Его. Кришна уничтожает в таких людях тьму, порожденную незнанием, с помощью света мудрости. Эта мудрость возникает от присутствия Кришны в собственной сути таких людей. Присутствие есть акт сострадания Кришны к людям (10.6 – 10.11).

Но дается эта мудрость не автоматически, ее надо найти и следовать ей. Мешает этому наше Эго, которое хочет получить полный контроль над каждой ситуацией и власть над Господом, присутствующем в нашей сущности.

15 Сам ты знаешь себя через себя, о Пурушоттама; начало существ, господь всех существ, бог богов, владыка мира!

16 Соблаговоли сказать исчерпывающе - ибо дивно твое силопроявление (вибхути) - какими силопроявлениями, преисполнив эти миры, ты пребываешь.

17 Как познаю тебя, о йогин, всегда размышляя о тебе; в каких, каких образах (бхава), владыка, мыслим ты для меня?

18 Подробно твою йогу и силопроявление, Джанардана, снова поведай; нет для меня насыщения в амрите внимания (тебе).

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

19 Да будет! Я поведаю тебе - ибо дивны мои силопроявления - важнейшее, о лучший Куру, ибо нет конца моему силопроявленью.

20 Я сам, о Гудакеша, стою в сердце всех существ; я начало, середина, конец существ.

21 Из Адитьев я Вишну; из светил я лучезарное Солнце; из Марут я Маричи; среди созвездий я Луна.

22 Из Вед я Сама-Веда; из богов я Васава (Индра); из чувств я манас; в существах я - сознание;

23 Из Рудров я Шанкара; из якша-ракшасов я (Кубера) Владыка Сокровищ; из Васу я Павака; из гор я Меру.

24 Из домашних жрецов знай меня, о Партха, как главного Брихаспати; из полководцев я Сканда; из водовместилищ я Океан.

25 Из великих риши я Бхригу; из слов я Единое Бесконечное; из жертвоприношений я жертва шепота мантры; из устойчивых я Хималая;

26 Из деревьев я ашваттха; из дэвариши я Нарада; из гандхарвов я Читраратха; из блаженных я муни Капила;

27 Из коней знай меня, как Уччайшраву, возникшего из амриты; из царственных слонов я Айравата; из мужей я царь витязей;

28 Из оружий я Ваджра; из коров я Камадук; из порождающих я Кандарпа; из змиев я Васуки;

29 Из нагов я Ананта; из обитателей вод я Варуна; из предков я Арьяман; из вожатых я Яма.

30 Из дайтьев я Прахлада; из счетчиков я Время; из зверей я царь зверей; из птиц я Вайнатея;

В шлоках 10.12 – 10.18 Арджуна формулирует вопрос к Господу Кришне о Его конкретных силопроявлениях и образах в этом преходящем мире. Арджуна уже осознал те религиозные аспекты, которыми характеризуют Кришну великие подвижники: Высшее Брахмо, Высший Кров, высший Очиститель, изначальный нерожденный Бог и т д., но его интересуют более материализованные образы. Сам Кришна знает себя через самого себя! Как отмечено выше он присутствует в сути каждого существа и через это свое присутствие познает себя в других явлениях мира. И это возможно только через него, другие Боги не знают его проявления, также и данавы (демоны).

Шлоки 10.19 – 10.38 содержат разнообразные описания силопроявлений Господа Кришны. Из них мы рассмотрим только, те которые имеют аналоги в нашем мировозрении. 10.20 Сам я стою в сердце всех существ; я начало середина, конец существ. 10.32. Я начало, конец, а также середина творений…. В этих высказываниях проведена самоидентификации Кришны относительно процесса творения. Весьма уместно сравнить эти высказывания с самоидентификацией Иисуса Христа: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержатель (Откр. 1.8). Здесь видно полное тождество проводимых самоидентификаций.

10.22 …из чувств я манас; в существах я – сознание. (манас интегрированное шестое чувство разум + сердце + интуиция). Следует специально отметить пункт 10.23, в котором говорится, что Кришна Высший бог проявляет себя в качестве бога богатства Куберы. Для христианства это довольно труднопринимаемая концепция. Христос прямо говорил, что нельзя служить одновревенно Богу и Мамоне. Мамона это христианский символ богатства. Заметим, что в современных путях духовного роста стремление к финансовому изобилию также приветствуется.

31 Из очистителей я Ветер; из носящих оружье я Рама; из рыб я Макара; из потоков я Джахнави;

32 Я начало, конец, а также середина творений, Арджуна; из наук я есмь учение о Высшем Атмане; я речь одаренных словом.

33 Из букв я «А»; из сочетаний я двоица; я нескончаемое время, творец всюдуликий.

34 Я всеуносящая смерть; я возникновение долженствующего возникнуть; в женщинах я слава, красота, речь, память, рассудительность, стойкость, стыдливость.

35 Брихатсаман из гимнов; из размеров я гаятри; из месяцев я Маргаширша; из времен года я время цветенья;

36 Из обманывающих я игральные кости; я великолепие великолепных; я победа, я решимость, я правда правдивых.

37 Из рода Вришни я Васудэва; из пандавов - Дхананджая; из муни я Вьяса; из певцов я Ушана-певец.

38 Я скипетр правителей; я государственность стремящихся к победе; я безмолвие тайн; я знание познающих.

39 То, что во всех существах есть семя, это - я, о Арджуна; и нет существа, подвижного или неподвижного, которое было бы лишено меня.

40 Нет конца моим божественным проявленьям, о подвижник; так вкратце сказано мной о разнообразных силопроявлениях.

41 Все, что мощно, истинно, прекрасно, крепко, это все, постигни, возникло из частицы моего великолепия.

42 Но к чему тебе эти многие знания, Арджуна? Установив этот целокупный (преходящий) мир одной частицей (себя самого), я пребываю.

10.32…я речь, одаренных словом. 10.38. Я скипетр правителей; я государственность стремящихся к победе, я безмолвие тайн, я победа, я решимость, я правда правдивых. Эти свойства аналогичны упомянутым ранее (7.10 я мудрость мудрых, я великолепие великолепных). Все они есть проявление присутствия Господа в сути существ. Следующая группа свойств связана с тем, что принято называть рожденьем-смертью. 10.33…. я нескончаемое время, творец всюдуликий. 10.34. Я всеуносящая смерть, я возникновение долженствующего возникнуть;… . Эти свойства связаны с упомянутой природой Кришны как начала и конца всех существ.

Из достоинств женского рода Кришна отмечает: красота, речь, память, рассудительность, стойкость, стыдливость, слава 10.34. Из времен года я весна 10.35.

В пункте 10.36 говорится о том, что Кришна управляет игрой в кости. Этот пункт важно отметить в силу того, что при игре в кости пандавы проиграли свое право занимать престол и в результате этого возник конфликт интересов, который привел к огромной братоубийственной войне. А в ходе повествования Махабхараты Кришна однозначно все время находится на стороне пандавов.

Шлока 10.39 конкретизирует 10.20. «То, что во всех существах есть семя, это – я, и нет существа подвижного или неподвижного, которое было бы лишено меня. Таким образом Кришна говорит о своем многочастно-распределенном аспекте и целокупности мира, движения которого контролируются Им. 10.40 – 10.42 резюмируют сказанное: все крепкое, истинное, прекрасное идет от Кришны и нет необходимости в длинном списке. Надо найти его в себе! Напомним, что Кришна это Самоосознание всей Вселенной. Самоосознание индивидуальных личностей нанизано на Него как жемчужины на нить в ожерелье. Поэтому, познавая суть своего самоотображающего сознания человек приходит к Кришне.

ГЛАВА 11

АРДЖУНА СКАЗАЛ:

1 Из благоволения ко мне слово о высочайшей тайне, познаваемой, как Высочайший Атман, поведано тобой, им рассеяно мое заблуждение.

2 Ибо я в подробности слышал от тебя о возникновении и исчезновении существ и о твоем, о лотосоокий, непреходящем величии,

3 Таким, каким ты сейчас себя (описал), о великий господь, вожделею зреть твой владычный образ, о Высочайший Дух (Пурушоттама).

4 Если ты полагаешь, что я в состоянии его созерцать, о повелитель, владыка йоги, то яви мне себя, непреходящего.

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

5 Виждь, Партха, эти мои формы стократные, тысячекратные, разнообразные, божественные, многоцветные, разнообразные статью.

6 Виждь Адитьев, Васавов, Рудров, Ашвин, Марутов; виждь многое ранее невиданное, чудесное, о Бхарата.

7 Виждь целокупно-стоящий здесь теперь весь (преходящий) мир с подвижным и неподвижным в моем теле, Гудакеша, и иное, что (еще) хочешь видеть.

8 Но ты не можешь видеть меня этими твоими глазами; божественные очи дарую тебе, виждь мою владычную йогу.

САНДЖАЯ СКАЗАЛ:

9 Это сказав, о раджа, великий владыка йоги, Хари, явил Партхе всевышний, владычный образ,

10 С многочисленными устами, очами, многочисленными чудесными явлениями, многочисленными божественными убранствами, многочисленным божественным воздетым оружием,

11 Облаченный в божественные венцы и одежды, умащенный божественными мастями, всечудесный, пламенеющий, бесконечный, вездесущий, всюдуликий.

12 Если бы в небе разом возникли светы тысячи солнц, эти светы походили бы на сияние того махатмы.

13 Там в теле бога богов увидел тогда Пандава цельнокупно пребывающий весь мир, многократно разделенный.

Выслушав наставление о силопроявлениях Кришны, Арджуна возжелал поиметь прямое видение и чувственное восприятие того, что он услышал в форме учения. Кришна, говорит об этом, что видение его в таком виде обычным зрением невозможно. И «видеть» можно только божественным взором, который сам Кришна и дарует Арджуне. Это зрелище целокупно-стоящего мира со всемиподвижными и неподвижными существами производит неизгладимое впечатление, на каждого человека, с которым это происходит. Наверное, это одно из сильнейших религиозных переживаний, доступных человеку (11.1 – 11.8).

14 Тогда, проникнутый изумлением, с вздыбившимися волосами, Дхананджая воззвал к богу, преклонив главу, сложив руки. АРДЖУНА СКАЗАЛ:

15 Вижу богов в твоем теле, о боже, также множество разных существ, владыку Браму, сидящего на лотосе-престоле, всех риши и божественных змиев.

16 Вижу тебя с многочисленными руками, чревами, устами, глазами, везде бесконечно многообразного; ни начала твоего, ни середины, ни конца также не вижу, о владыкавсеобразный.

17 Венчанного, со скипетром и диском, преисполненного блеском, пламенеющего во все стороны, вижу тебя, труднозримого, везде пламенеющего огнями, (стрелами) молний, неизмеримого.

18 Тебя подобает ведать, как высочайшее Непреходящее; ты высочайший кров вселенной, ты непреходящий, хранитель вечной дхармы, ты неизменный Дух (Пуруша), так мыслю я.

19 Без начала, середины, конца, бесконечно мощного, с бесчисленными руками, лунно-солнцеокого вижу тебя с устами, пламенеющими жертвенным огнем, блеском своим озаряющего эту вселенную.

20 Ибо то, что между небом и землей, преисполнено тобою одним, также и все стороны (света); узрев этот твой чудесный, ужасающий образ, тройственный мир трепещет, о махатма!

21 В тебя вступают эти сонмы богов; другие, трепеща, славословят, сложив руки; восклицая: «Свасти!» - великие риши и сонмы совершенных воспевают тебя великолепными песнопениями.

22 Рудры, Адитьи, Васавы, Садхьи, Вишвы, Ашвины, Маруты, Ушмапы, сонмы гандхарвов, якшей, асуров, сиддхов взирают на тебя в восторге.

23 Образ твой великий с многочисленными зевами и очами, о мощнорукий, с многочисленными руками, бедрами, ступнями, с многочисленными туловищами, с многочисленными выступающими клыками, миры узрев, трепещут, также и я;

24 Касающегося небес, сияющего, многоцветного, с разверзтыми зевами, с огромными пламенеющими глазами, увидя тебя, трепещет до глубин (моя) душа, я не нахожу ни решимости, ни покоя, о Вишну,

25 Выступающие клыки твои и зевы увидав, подобные пламени (всеуниятожающего.) Времени, я не узнаю сторон, не нахожу спасения; умилосердись, о владыка богов, прибежище мира.

26 Эти все сыновья Дхритараштры вместе со множеством властителей земли, Бхишма, Дрона, также тот сын возничего вместе с моими представителями войск.

27 Вступают поспешно в твои зевы с торчащими клыками, наводящими ужас, некоторые, повиснув между зубов, виднеются с размозженными головами.

В шлоках 11.9 – 11.31 приведено описания видения. Отметим здесь только некоторые моменты, т.к. любое описание такого рода переживаний всегда будет очень условно. Арджуна увидел будущую гибель своих родственников, с которыми ему еще предстоит встретиться на поле брани (11.26 – 11.29). Видение также самого Кришны безначального, все заполняющего, без середины, конца, бесконечно мощного.(11.16, 11.19, 11.20). Все существа трепещут видя этот образ, и Арджуна тоже (11.20 - 11.23).

28 Как рек многочисленные водные потоки спешат, стремятся, направляясь к океану, так и эти витязи человеческого мира вступают в твои пламенеющие зевы,

29 Как мотыльки попадают в горящее пламя, гибелью завершая стремленье, так на гибель вступают миры в твои зевы, завершая стремленье.

30 Отовсюду ты облизываешь миры, их целиком поглощая пламенными устами; наполнив сиянием весь (преходящий) мир, твой ужасный жар его накаляет, о Вишну.

31 Поведай мне, кто ты, ужаснообразный, поклонение тебе, о высший из богов, смилуйся, познать стремлюсь тебя, изначального, ибо я не постигаю твоих проявлений.

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

32 Я есмь время (Кала), возрастая, я причиняю разрушение миру; для уничтожения миров я здесь продвигаюсь; помимо тебя все они не будут (жить), те воины, которые стоят друг против друга в обеих ратях.

33 Поэтому восстань, достигай славы, победи врагов, насладись благоденствующим царством, ибо мною раньше они были поражены, будь лишь орудием, как воин, стоящий слева.

34 И Дрону, и Бхишму, и Джаядратху, и Карну, а также других богатырей, мною убитых, ты рази не колеблясь, сражайся, победи в борьбе соперников!

САНДЖАЯ СКАЗАЛ:

35 Услыхав эту речь Кешавы, сложив руки, трепеща, венценосец; совершив поклоненье, снова так сказал Кришне, заикаясь, боясь, трепеща, преклоняясь.

АРДЖУНА СКАЗАЛ:

36 Достойно, о Хришикеша, о твоей славе радуется (преходящий) мир и ликует; ракшасы в страхе разбегаются по сторонам, и все сонмы блаженных преклоняются.

37 Как же им не славить тебя, о махатма, более великий, чем Брама, первотворец, бесконечный, владыка богов, миродержец, вечное Бытие и Небытие, которое есть запредельное То.

38 Ты изначальный бог, Пуруша, Древний; ты высочайшее прибежище мира, ты познающий и познаваемое, высочайшая обитель, тобой распростерта вселенная, о бесконечнообразный.

39 Ты Ваю, Яма, Агни, Варуна, Луна, Владыка существ и Предок; слава тебе да будет тысячекратная, и снова и больше слава и слава тебе.

Арджуна не может постигнуть свое видение и просит Кришну дать разъяснение (11.31). В своем ответ (11.32 – 11.34) Кришна открывает следующую истину: Кришна есть время, которое несет уничтожение всем существам и мирам. Он сам уже уготовил смерть тем воинам, видение которых было у Арджуны, и теперь осталось только реализовать это событие на материальном плане. И это предстоит сделать Арджуне «… мною убитых, ты рази не колеблясь;». Таким образом высказана очень сильная мысль о том, что человек является орудием бога и Бог может послать его на смертоубийственную битву.

Пережив это видение Арджуна воздает хвалу Богу, перечисляя все схваченные им аспекты, и просит Господа принять болене обыденный вид. Арджуна смущен и напуган тем, что он не оказывал должного почтения Кришне, введенный в заблуждение Его земным обликом (11.35 – 11.46).

40 Слава тебе с востока и с запада, слава тебе Отовсюду; ты все; бесконечна твоя мощь, неизмеримо движенье, ты все проникаешь, ибо сам ты Все.

41 Считая за друга, если я дерзновенно говорил: «Эй, Кришна, эй, Ядава, эй, товарищ», - не зная этого твоего величия, вследствие беспечности или (дружеского) влечения.

42 Или ради шутки ты не был почтен при прогулке, при лежании, сидении, вкушении пищи, наедине, о Ачьюта. (Бессмертный), и даже при свидетелях, это прости мне, о неизмеримый,

43 Ты Отец мира подвижного и неподвижного, ты его учителя почтенней; подобного тебе нет и превосходящего тебя нет никого иного в трех мирах, о непревосходимо мощный,

44 Поэтому поклоняюсь, простирая тело, умоляю тебя, владыка достохвальный; как отец к сыну; как друг к другу, как возлюбленный к возлюбленной, о боже, соблаговоли быть терпеливым (ко мне),

45 Невиданное раньше узрев, я возрадовался; от страха трепещет мое сердце (манас); тот яви мне, боже, образ, смилуйся, владыка богов, миродержец,

46 Венчанного, со скипетром, с диском в руке, таким я хочу лицезреть тебя, в том образе четырехруком будь, о тысячерукий, всеобразный.

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

47 По милости моей, Арджуна, тобой был созерцаем этот мой высший образ (а силу) моей йоги, преисполненный славы, всеобщий, бесконечный, изначальный, в котором, помимо тебя, никто не созерцал меня.

48 Ни посредством Вед, ни посредством жертв, ни посредством изучения, ни посредством обрядов ни посредством суровых подвигов в этом образе (не) возможно созерцать меня в мире человеческом (кому-либо), помимо тебя, о витязь среди куру!

49 Не скорби, не теряй рассудка, лицезрев тот мой ужасающий образ; отогнав страх, с успокоенным сердцем снова созерцай этот (другой) мой образ.

САНДЖАЯ СКАЗАЛ:

50 Так сказав Арджуне, Васудэва явил снова свой образ; махатма успокоил его (Арджуны) страх, явясь снова в своем кротком образе.

Такого рода видения не могут быть достигнуты изучением Вед, жертвами, обрядами и суровыми подвигами. Даже боги жаждут иметь такое видение. Но оно дается только милостью Кришны тем, кто испытывает нераздельное благоговение (бхакти), кто свершает Его дело, предан Ему, отрешился от привязанностей и невраждебен всем существам. Эта невраждебность очевидным образом предполагает выход за пределы двойственности, иначе она просто недостижима.

Шри-Кришна раскрывается Арджуне в своем атрибуте Времени (Кала). Эта страшная форма, столь смущавшая не только европейцев, но даже и индийцев, более известна в женском аспекте Великой Матери (Кали, Дурга), ведущем свое начало из глубочайшей дравидической древности. Свидетельства о переживании видения «Вселенской Формы» многократно встречаются в индийской литературе вплоть до самых близких времен. Так, ближайший ученик Рамакришны, Вивекананда, умерший в начале 20-го столетия, долго находился под впечатлением такого видения и учил своих учеников поклоняться Ужасному.

Но такое переживание требует предельного напряжения психических сил, и долго его нельзя выдержать. Арджуна умоляет Кришну о пощаде, так как чувствует, что лишается рассудка и просит явить ему «знакомый четырехрукий образ», что странно звучит для европейского уха, но в индийском эпосе и изобразительном искусстве «многорукость» — довольно обычный символ многосторонней деятельности и силы. Кришна часто мыслится четырехруким.

АРДЖУНА СКАЗАЛ:

51 Увидев этот человеческий образ твой кроткий, о Джаяардана, теперь я снова прихожу в себя, в свое сознание и в свое естество,

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

52 Ты увидал тот мой образ, который трудно созерцать; даже боги постоянно жаждут созерцать тот образ,

53 Ни через Веды, ни через подвиги, ни через дары, ни через жертвоприношения нельзя таким созерцать меня, каким ты созерцал меня.

54 Но нераздельным благоговением (бхакти) можно меня таким, о Арджуна, познавать, созерцать и воистину достигнуть, о подвижник!

55 Кто совершает мое дело, (ставит) меня высшей (целью), предан мне, отрешен от привязанностей, не враждебен ко всем существам, тот идет ко мне, Пандава.

В заключительной части этой главы Кришна еще раз говорит о том, что этот его ужасающий образ постоянно хотят видеть боги 11.52. И Что ни изучением религиозных текстов, ни подвигами, ни дарами, ни жертвоприношениями нельзя постигнуть эту его наивысшую форму 11.53. То есть даже глубокое изучение религиозных текстов и праведная религиозная жизнь в нашем обычном понимании не дают достижения высших уровней духовного развития. Отсюда появляются сомнения в том, что монашеская жизнь может привести к полному постижению Высшего уровня духовного развития. Ведь Бог участвует во всех сферах нашей жизни, а не только в молитвах отшельников.

Только когда установлен контакт на основе Любви к богу и в человеке присутствует Высшая сила в каждом его действии 11.54 и 11.55, только тогда человек достигает полного слияния с Богом. И его путь духовного роста можно считать завершенным. И только после этого начинается полноценная жизнь высокоразвтого духовного существа в человеческом теле.