Глава 17. Разнообразие Веры

Приступим к разбору положений 17-й главы Бхагавадгиты. Она посвящена отношению человека, желающего духовно развиваться, к религиозным нормам поведения, практикуемые в его сообществе. Как правило, эти нормы содержат здравое зерно, которое может быть похоронено под грузом бытовых представлений и предрассудков. Хотя эти религиозные нормы внешне могут быть совершенно разными в различных культурах, но степень их полезности зависит от других факторов, которые и рассматриваются в данной главе.

Для большинства людей реализовать полностью Восходящий Путь в течении одной жизни очень трудно. Поэтому Кришна обращается к методам, которые могут помочь человеку найти этот путь и следовать по нему. Здесь Он обращается к традиционным религиозным предписаниям (Шастрам), которые существовали в тот период времени. Хотя во 2-й главе и далее Он указывал на ограниченность этой практики, здесь он показывает те моменты, которые могут сделать ее полезной для духовного роста человека.

Слепое выполнение религиозных предписаний ведет к деградации человека. Все зависит от психологического настроя, с которым выполняются религиозные действия. Именно это дает пользу или вред человеку. А этот настрой определяется преобладанием той или иной гуны в сознании человека. То есть понимание пользы или вреда исполнения религиозных ритуалов зависит от гун Природы. Поэтому важны время, место и особенно отношение человека к этим действиям. Преодоление трех врат, ведущих к погибели возможно только в состоянии саттва.

Давайте перейдем к рассмотрению текста.

ГЛАВА 17

АРДЖУНА СКАЗАЛ:

1 Те, которые, отвергнув предписания закона (Шастр), преисполненные веры, совершают жертвы, тех каково состояние, о Кришна, - саттва, раджас или тамас?

ШРИ-БХАГАВАН СКАЗАЛ:

2 Троякой бывает вера воплощенных, рожденная их собственной природой: саттвичная, страстная и темная. Об этом внемли.

3 Сообразной с сущностью каждого бывает (его) вера, Бхарата; человек образован верой, какова его вера, таков он.

4 Саттвичные (люди) приносят жертвы богам, страстные - якша-ракшасам, остальные же, темные люди, жертвуют покойникам бхутов.

5 Люди, совершающие ужасное самоистязание, не предписанное законом (Шастрами), преисполненные лицемерия и самости, обуреваемые похотью, страстью, насильничеством,

6 Безумные, они мучат находящиеся в теле стихии и меня, пребывающего в недрах их тел; их решение, знай, от асуров.

7 И пища, приятная для всех, бывает троякой, равно как и жертва, аскеза, дары; об этом различии внемли.

8 Пища, повышающая долголетие, крепость, силу, здоровье, бодрость, хорошее самочувствие, сочная, маслянистая, укрепляющая, вкусная дорога саттвичным (людям).

  1. Острая, кислая, соленая, слишком горячая, возбуждающая, сухая, обжигающая пища люба страстным, причиняющая страдание, тяжесть, болезнь,

10 Испорченная, безвкусная, вонючая, переночевавшая, оставшаяся (от трапезы), негодная для жертвы пища дорога темным.

11 Жертва, приносимая по закону, нежелающими плодов, с сердцем, расположенным так: «должно жертвовать», эта (жертва) саттвична.

12 Но если жертва приносится ради плодов, лицемерно, такая жертва страстна, знай, лучший из Бхарат.

13 Беззаконная жертва, без раздачи пищи, без мантр, без даров, без веры рассматривается как темная.

Глава начинается с вопроса Арджуны: что будет с человеком, который не выполняет требования Шастр, но который полон веры и осуществляет жертвоприношения? В какое состояние они попадут саттвы, раджаса или тамаса? По видимому, его не устроило замечание в конце предыдущей главы о необходимости выстраивать свою жизнь по устоявшимся религиозным предписаниям.

Кришна в своем ответе сразу же говорит о том, что вера человека тесно связана с его собственной природой. Во-первых она порождается ей, а во-вторых она формирует человека. Какова вера человека таков и он сам. Вера может быть сатвичной, страстной и темной (17.2 – 17.3). Далее Кришна переходит к рассмотрению основных религиозных деяний, в которых проявляется вера человека. Жертвы, приносимые богам это признак саттвичной веры, жертвы якша-ракшасам – от страстной веры, темные люди жертвуют духам покойников. Ужасные самоистязания, которые являются признаком безумного фанатизма, наносят вред стихиям и частичке Кришны, находящимся в теле каждого человека. Эти безумства происходят от асуров (демонов) (17.4 – 17.6).

В шлоках 17.7 – 17.10 Кришна описывает вкусовые пристрастия, которые люди с разной верой проявляют к пище. Изменение рациона питания помогает людям сменить или смягчить проявления темных элементов веры.

Далее Кришна приступает к анализу психологического состояния человека, приносящего жертву. Если ранее описывалось направленность жертвы 17.4, то сейчас описывается мотивация человека. Если человек сознает, что его жертва это закономерный процес взаимодействия сил в природе, то он говорит: «так должно поступать». В этом случае жертва является сатвичной. Если жертвует с целью достижения выгоды, то это страстная жертва. Жертва, с желанием поскорее отделаться и соблюсти формальность, является темной (17.11 – 17.13)

Следует отметить, что религиозные деяния совершаемые сатвично ведут к духовному развитию, страстные держат на месте, а темные ведут к деградации. Таким образом, массовые мировые религии могут наносить огромный вред своим последователям, если они ограничиваются только требованием соблюдения установленных данной религией норм поведения.

14 Почитание богов, дважды рожденных, наставников, мудрецов, чистота, прямота, целомудрие, невреждение именуются тапасом тела

15 Речь, не вызывающая возбуждения, правдивая, приветливая и прилежное изучение писаний именуются тапасом речи.

16 Ясность сердца, кротость, молчаливость, самообладание, чистота жизни называются тапасом сердца (манас).

17 Этот троякий тапас, совершаемый с величайшей верой, людьми, не стремящимися к плодам, преданными, считается саттвичным.

18 Тапас, совершаемый ради славы, гордости, почестей, лицемерно, называется здесь страстным шатким, нестойким.

19 Тапас, совершаемый с безумными начинаниями, с мучением себя или ради гибели другого, считается темным.

20 Дар, даваемый без ожидания воздания, с мыслью «нужно давать», в (надлежащем) месте, времени, уважаемому лицу, такой дар считается саттвичным.

21 Если же он дается ради воздаяния или же имея в виду, плоды или неохотно, такой дар считается страстным.

22 Дар, который дается в ненадлежащем месте и времени недостойному, без уважения, с презрением - считается темным.

23 АУМ-ТАТ-САТ таково по писанию троякое обозначение Брахмо. От него древле возникли Брахманы, Веды и жертвы.

24 Поэтому, произнося АУМ, всегда начинают обряды жертвоприношения, даров и подвигов, согласно предписаньям (Закона), знатоки Брахмо.

25 Произнося ТАТ, не помышляя о плодах, совершают различные обряды, жертвы, и тапас, а также обряды приношения даров, стремящиеся к освобождению.

26 САТ также употребляется (для определения) истинного и благого; достохвальные дела также обозначаются словом САТ, о Партха.

27 Постоянство в жертве, тапасе, даре, также обозначается (словом) САТ, также дела, совершенные Его ради.

28 А то, что в жертве, дарах, тапасе совершается без веры, называется «асат», о Партха, это - ничто и после смерти, и здесь.

В шлоках 17.14 – 17.16 Кришна перечисляет основные элементы трехстороннего тапаса. Сюда входит почитание богов и мудрецов, праведная и чистая речь, ясность сердца и чистота жизни и т.д.. Тапас это религиозный стиль жизни, включающий в себя контроль за деятельностью тела, речи и чувств (сердца).

Согласно общему правилу характеристики религиозных деяний тапас совершаемый без желания плодов, искренне от всего сердца является сатвичным. Тапас ради достижения цели, лицемерный, совершаемый ради славы и почета, является страстным и нестойким. Тапас, совершаемый с мучениями тела и ради нанесения вреда другим, является темным (17.17 – 17.19).

Дары также бывают трех видов. Сатвичные преподносятся с чувством уважения и без желания ответного вознаграждения. Страстные дары всегда предполагают взаимную отдачу. Темные дары совершаются по отношению к людям неуважаемым, недостойным и с чувством презрения. Таким образом даже подавая милостыню, мы должны испытывать чувство уважения. Если его нет, то наши дары имеют темную природу (17.20 - 17.22).

На вопрос, поставленный Арджуной в начале главы, так и нет однозначного ответа. В шлоке 17.11 отмечено, что жертва должна приносится по закону, т.е. согласно установлению Шастр. Тоже самое отмечено в шлоке 17.20 относительно даров. Проблема состоит в том, что люди, чья природа страстная или темная легко попадают под эти требования. Они вполне могут быть полны верой в соответствии со своей природой и даже будут приносить жертвы богам. Они могут проводить ритуалы согласно правилам и придерживаться внешних норм поведения. Это не составит большого труда. Но даже жертвы богам, совершенные ими по всем правилам, являются лицемерными т.к. соответствуют их природе. Жертвы совершенные под влиянием раджаса это просто попытка сделки, а в состоянии тамаса проявляется неуважение к тем, кому приносится жертва. Такие жертвы дают соответствующие плоды.

Очень хорошо об этом сказал Иисус Христос. Он четко указал, что Бог воздаст не по внешним признакам проведения религиозных действий, а по скрытому внутри отношению к Нему. Матф. Гл 5. Подробный анализ Нагорной проповеди Христа можно найти в соответствующем разделе на этом сайте. Также и Кришна отмечает, что Он относится так к человеку, как человек относится к нему.

Шлоки 17.23 –17.27 содержат троякую формулу для обозначения Брахмо, а также комментарии о ее использовании. АУТ - ТАТ - САТ полный вид этой формулы. АУМ – определяет направленность религиозного действия, ТАТ служит для подтверждения отсутствия эгоизма и используется в процессе реализации религиозного действия (жертв, тапаса, даров). Сат определяется истинное, искреннее, благое намерение. Постоянство в праведных делах также определяется словом САТ. Все остальное «асат», оно ничто здесь и после смерти тоже ничто 17.28. Таким образом непостоянство в вере и отсутствие истинного намерения в выполнении религиозных деяний превращают их в ничто. Аналогичные разъяснения давал Иисус Христос своим ученикам в нагорной проповеди, когда говорил им как надо правильно, молиться, поститься и раздавать милостыню.